Учредитель МКОУ "ДНОШ"  УДОКМС

Руководитель: Первухина Ольга Николаевна

График работы: с 8.00 -17.00

обед с 12.00 - 13.00

Телефон учредителя:

8 - 35 252 2 25 72

Адрес электронной почты: udokms@dalmatovo.ru

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Рабочая программа по основам информатики

3 класс

(А.В. Горячев)

Выполнена: Туринцева С.А.

Пояснительная записка

Рабочая программа по дисциплине «Информатика» для 3 класса разработана на основе:

  • ·Обязательного минимума содержания общего образования
  • ·Примерной    программы    начального    общего    образования    по информатике учебно-методического комплекса «Школа 2100»
  • ·Авторской программы «Информатика в играх и задачах», разработано авторским коллективом под руководством  Горячева А.В.. Гориной К.И. и Суворовой Н.И.
  • ·Информационного письма Министерства образования Российской Федерации от 26.04.2004 г. № 14-51 - 105/13 «Об организации обучения информатике в 3-м классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»
  • · Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /Составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.., также программы «Информатика в играх и задачах», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

УМК:

1. Информатика в играх и задачах. 3 класс (1 - 4). Методические рекомендации для учителя/ Авт.: Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.. - М.: «Баласс», «Эксперсс», 2007.

2. Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник - тетрадь в 2-х частях, часть 1, 2. Авторы выпусков Суворова НИ., Горячев А.В. -М.: «Баласс», 2007.

    3. Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» ч, 1,2. А.В.Горячев, К.И. Горина: Москва. ООО «Баласс», 2011г.

 Цель изучения курса в 3 классе:

 Развить у школьников устойчивые навыки  решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно- информационным языком:

  • применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);
  • алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • ·объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.

Задачи:

1) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.

2) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

3)Развивать у учащихся устойчивые навыки решения задач с применением различных подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка;

4)Расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией;

5) Развивать навыки решения логических задач;

6) Познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;

7)Дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

8) Дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

В авторскую программу изменения не внесены.

 Программа курса рассчитана на 34 часа  в 3 классе, поскольку на изучение курса в начальной школе отводится 1 час в неделю в 2011 - 2012 учебном году. Каждый раздел курса предназначен для изучения в одной учебной четверти:

Раздел 1-1 четверть (сентябрь - октябрь), 8 часов;

Раздел 2 - II четверть (ноябрь - декабрь), 7-8 часов;

Раздел 3 - III четверть (январь - март), 10 часов;

Раздел 4 - IV четверть (апрель - май), 8 часов.

Межпредметные связи с учебными предметами.

Курс информатики по содержанию задании связан с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся. Особенно тесно выражена связь с математикой, русским языком, окружающим миром.

 

Информатика

Русский язык

Чтение

Математика

Окружающий мир

Алгоритмы

Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

Выполнять звуко-буквенный анализ доступных  слов; находить в словах изученные орфограммы по образцу.

конструировать сложные слова;

выполнять морфологический разбор изученных частей речи;

Последовательность действий при разборе и осмыслении произведений. Развитие сюжетов в произведениях (сказках, рассказах). Последовательность постановки вопросов к тексту.

Последовательность действии при решении задач и вычислении выражений

Последовательность действий при выполнении опытов. Последовательность действий в быту. Последовательность действий в школьной жизни.

Группы (классы) объектов

Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия.

Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

различать однокоренные слова и формы слова;

выделять два корня в сложных словах;

образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;

Названия признаков в характеристиках персонажей. Характеристики персонажей через значения признаков. Сравнение персонажей и распределение их по группам в соответствии со значениями их признаков

Характеристики чисел (кратность, число знаков). Характеристики фигур (форма, размер). Составные части задачи

Сравнение по признакам предметов в природе, обществе, технике. Классификация предметов и явлений в соответствии со значениями признаков в природе, обществе, технике

Логические рассуждения

Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству).

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Высказывания, относящиеся к словам, частям речи, членам предложения, предложениям.

Выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений.

Правила русского языка по схеме "если ... то ..."

 

Вопросы к тексту с ответами "да" и "нет". Ложные и истинные высказывания к прочитанным текстам. Рассуждения о прочитанном

Построение истинных высказываний в процессе решения задач. Логические рассуждения в процессе решения задач

Высказывания, относящиеся к предметам в природе, обществе, технике. Логические рассуждения о процессах в природе, обществе, технике. Выводы из наблюдений.

 Методы обучения: беседа; рассказ;  демонстрация; упражнения; решение задач; работа с книгой; использование технических средств; иллюстративный; проблемный; частично поисковый;

 Средства обучения:

1. Принтер.

2. Акустическая система.

3. Проекционное оборудование: мультимедиапроектор; экран.

4. Клавиатурные тренажеры.

5.Энциклопедии, словари

6. Компьютерные программы «Башня знаний»; «Мир информатики»; «Информатика в Простоквашино»

 Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.

 Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.

  Формы контроля ЗУН (ов): наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа.

 Учебно – тематический план

 

№п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Практические работы

Контрольные

работы

1

Раздел 1 «Вложенность алгоритмов»

8

7

1

2

Раздел 2 «Свойства объекта»

8

7

1

3

Раздел 3 «Множество»

10

9

1

4

Раздел 4  «Аналогия. Выигрышная стратегия»

8

7

1

 

Всего:

34

30

4

 Содержание курса

 Раздел 1 «Вложенность алгоритмов» ( 8 часов)

Алгоритм. Схема алгоритма. Ветвление в алгоритме. Цикл в алгоритме. Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

Составить задание для исполнителя.

Компьютерная программа «Башня знаний»

Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по теме:

Иметь представление:

Ÿ  о пошаговом плане действий (алгоритме);

Ÿ  о наглядной записи  алгоритма на схеме;

Ÿ  о  вложенности алгоритмов;

Ÿ  об алгоритмах с ветвлениями и циклами.

Знать:

Ÿ пошаговый план действий (алгоритм);

Ÿ наглядной записи  алгоритма на схеме;

Ÿо вложенности алгоритмов;

Ÿоб алгоритмах с ветвлениями и циклами.

Уметь:

Ÿсоставлять и выполнять линейные алгоритмы;

Ÿсоставлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями и циклами;

Ÿнаходить и исправлять ошибки в алгоритмах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Ÿ выполнять построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем

Ÿ выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

 Раздел 2 «Свойства объекта» ( 8 часов)

 Состав и действия объекта. Группа объектов. Общее название. Общие и особенные  свойства объектов группы. Единичное имя объекта. Отличительные признаки объекта.

Нарисовать несуществующее животное. Составить чайнворд.

Компьютерная программа «Томат»

Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по теме:

Иметь представление:

Ÿ  об общих и единичных именах объектов;

Ÿ  об описании свойств объектов и групп объектов (составных частей, действий, отличительных признаков) с помощью таблиц

Знать:

Ÿ общие и единичные имена объектов;

Ÿ описание свойств объектов и групп объектов (составных частей, действий, отличительных признаков) с помощью таблиц.

Уметь:

Ÿ описывать свойства (состав и действия)  объектов;

Ÿ выделять и описывать общие свойства группы (класса)объектов;

Ÿ выполнять и описывать особенные свойства подгруппы (класса) объектов;

Ÿ описывать признаки и действия  составных частей.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Ÿописывать свойства  объектов;

Ÿописывать признаки и действия  составных частей.

 Раздел 3 «Множество» ( 10 часов)

Множество. Число элементов множества. Подмножество. Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. Пересечение и объединение множеств. Истинность высказывания. Отрицание («НЕ»). Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ»

Граф. Вершины и ребра графа. Граф с неправильными ребрами.

Сочинить сказку с использованием понятия «множество».

Найти сказку с использованием множества «сказочные персонажи».

Нарисовать с помощью программы «Paint» сказочных героев, используя геометрические фигуры.

Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по теме:

Иметь представление:

  • · о множестве, элементах множества;

Ÿ о подмножестве, объединении и пересечении множеств;

Ÿ об истинности высказываний, в том числе высказываний со словами «И», «ИЛИ», «НЕ»;

Ÿ о графах, в том числе о графах с направленными рёбрами.

 Знать:

Ÿ  множество, элементы множества;

Ÿ  подмножество, объединении и пересечении множеств;

Ÿ об истинности высказываний, в том числе высказываний со словами «И», «ИЛИ», «НЕ»;

Ÿ  граф, в том числе графы с направленными рёбрами.

Уметь:

Ÿопределять  принадлежность элементов  множеству и его подмножеству (подмножествам);

Ÿопределять число элементов множества;

Ÿопределять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением двух множеств;

Ÿопределять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество или имеют пересечение);

Ÿ определять истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ», «НЕ»;

Ÿ изображать отношения между объектами с помощью графа, в том числе с помощью ориентированного графа.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • ·определять число элементов множества;
  • ·определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество или имеют пересечение);
  • ·определять истинность высказываний.

 Раздел 4    «Аналогия. Выигрышная стратегия» ( 8 часов)

Аналогия. Закономерность. Аналогичная закономерность. Выигрышная стратегия.

Составление игры с выигрышной стратегией.

Компьютерная программа «Башня знаний»

Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по теме:

Иметь представление:

  • ·о понятии аналогия и аналогичный
  • ·о закономерности расположения объектов

Знать:

Ÿпонятие аналогия и аналогичный

Ÿпредставление о закономерности расположения объектов в таблице

Уметь:

Ÿнаходить аналогию, мыслить по аналогии при решении нестандартных задач;

Ÿнаходить закономерность во взаимном расположении объектов и их составных частей, использовать найденную закономерность при решении задач;

Ÿпридумывать и описывать объекты с необычными составными частями, действиями и признаками»

Ÿформулировать и использовать стратегию выигрыша.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • ·находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

Ÿ называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

Ÿ изображать графы;

Ÿ находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками;

Ÿ находить закономерности  и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;

Ÿ соблюдать закономерность, аналогичную заданной;

Ÿ формировать и применять выигрышную стратегию.

 Информационные источники

Для учителя

 1. Обязательный минимум содержания образования.

2.Примерная    программа    начального    общего    образования    по информатике учебно-методического комплекса «Школа 2100»

3.Авторская программа «Информатика в играх и задачах», разработанная авторским коллективом под руководством  Горячева А.В.. Гориной К.И. и Суворовой Н.И.

4.Информатика в играх и задачах. 2 класс (1 - 4). Методические рекомендации для учителя/ Авт.: Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.. - М.: «Баласс», «Эксперсс», 2007.

5.Информатика в играх и задачах. 2-й класс. Учебник - тетрадь в 2-х частях, часть 1, 2. Авторы выпусков Суворова НИ., Горячев А.В. -М.: «Баласс», 2007.

6. Журнал "Информатика и образование" №3-2002

7.Письмо Министерства образования Российской Федерации
           от 17.12.2001 № 957/13-13

   Для обучающегося:

 Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник - тетрадь в 2-х частях, часть 1, 2. Авторы выпусков Суворова НИ., Горячев А.В. -М.: «Баласс

 

Бесплатный хостинг uCoz